Подходить к вопросу свободы воли можно с разных сторон.

Философия, религия, химия – любое учение - система, любая наука - закономерность. А ведь именно об этом и идет речь, о случайности (хаотичности или законах, нам неведомых) и закономерности (системе).

Если точные и естественные науки рассматривают вопрос свободы воли лишь по касательной, как результат каких-то более общих выводов, то психология напрямую заинтересована в ответе.

Но для психотерапии это вовсе не вопрос, а та самая черепаха, на которой стоят слоны, которые держат Землю.

Именно с осознания наличия выбора начинается дорога к себе. Обращение за психологической помощью – это следствие подобного осознания. Одно из.

Конечно, человек не может жить без выбора – это ежесекундный процесс, из которого складывается жизнь. Движение – это изменение, а изменение – это следствие выбора. Но на сколько наши решения наши?
Допустим, человек способен совершить выбор между двумя «хочу» по собственному произволу, НО способен ли человек выбирать, чего ему хотеть? – «Шопенгауэр».

Если согласиться с этим, то выходит всё упирается в биологическую, социальную и психическую детерминированность человека.

Оказывается, мы не свободны в наших желаниях и так или иначе должны следовать их указаниям, выбирая между нужно и нужно.

И правда, человек существо разумное и ограниченное во времени. Выбирать между ненужно и ненужно просто не адаптивно и бессмысленно.

Если результат выбора нам безразличен, то как может состояться этот выбор?

Вот почему абсолютная свобода, как о некий вакууме, в котором нет ни причин, ни следствий - утопия. Всякая свобода в реальности – это определенное поле возможностей.

Для кого-то это маленький промежуток между белым и черным. А для кого-то это 7826 цветов и еще вон тот зелененький.

Как монохромный, так и радужный вариант восприятия мира верны. Просто с одним легче и радостнее жить, чем с другим.

Наши желания и потребности всегда будут с нами. Освободиться от них – это достичь нирваны, состояния, которое не похоже на общепринятое понимание счастливой жизни, или просто умереть.

Такой путь возможен, как и любой другой. Но это уже не о психотерапии.

Что же касается последней, то она стремится сделать свободный выбор еще более свободным, конечно, исключительно в рамках этого лучшего из возможных миров. И использует она для этого свой разрекламированный и популяризированный инструмент – осознанность.

Так как осознанность помогает нам, загнанным в рамки своих потребностей, стать свободнее? Начнем, пожалуй, с начала - с желания. Рождается оно из нарушения баланса.

Мы ощущаем это как потребность, которую нужно удовлетворить. Идет ли речь о поиске пищи или смысла жизни – не важно. Главное, процесс выбора (мотивации) запущен. Наши желания всегда конкурируют, но не всегда одинаково актуальны.

Поэтому решение на данном этапе – какому из них следовать – часто принимается неосознанно или механически, и не сопровождается терзаниями и сложными размышлениями. Мы просто следуем своей природе – приспосабливаться, не тратя время на ерунду.

Если представить, что каждый акт нашего существования сопровождался бы сознательно принимаемым решением, человечество бы вымерло уже очень давно, как нежизнеспособный вид.
Зачем же осознанность в этом месте, если все так удобно?

Человек - сложная система. Мир - сложная система. И там, и там случаются мелкие ошибки - выбоины, уводящие с прямого пути. И он становится сложнее и изощрённее.

Двигаясь от детства во взрослость, мы совершаем много случайных шагов и неверных поворотов. Некоторые из них повторяются снова и снова в силу обстоятельств. Некоторые случаются лишь однажды, но оставляют глубокий эмоциональный след.

Так мы приобретаем огромное количество неудобных, непрактичных, а то и откровенно вредных привычек.
Они обитают именно на уровне автоматизма. Там, куда мы не привыкли заглядывать. Маленькие гремлины, способные привести к падению всего самолета.

Если мы привыкли есть, когда нам тревожно, то любой сигнал тревоги, минуя сознание, вызывает у нас чувство голода. И, в свою очередь, этот псевдо голод мы тут же удовлетворяем, не раздумывая над тем, - «зачем?».
Если мы осознаем наличие данного паттерна, то сможем решать, как поступать в следующий раз.

За счет осознанности наш выбор станет шире, а мы свободнее в нем. Ведь еда не единственный способ почувствовать себя в безопасности.

Так можно говорить об ошибках, искривлениях и неполадках на всем пути от потребности до её удовлетворения. И об осознанности, которая помогает нам их найти, и решить, что делать.

Да, именно что делать. Ведь иногда костыль, на который мы опираемся, оказывается крепче и надежнее нашей собственной ноги. И даже обнаружив собственную хромоту, мы понимаем, что будет полезнее оставить эту искусственную опору. На время или на всегда.

А быть может вообще стоит обзавестись автомобилем или начать большую часть жизни проводить в воде, где хромота не стесняет движений.

Это лишь метафора бесконечности выборов, которые приносит нам осознанность.

Да, мы не сможем освободиться от потребностей и желаний. Но мы можем осознать:

  1. Какая потребность сейчас движет нами (ошибаясь на этой ступени, мы теряем какую бы то ни было свободу в принципе, становясь марионеткой в руках скрытого желания)
  2. На сколько ее удовлетворение актуально и значимо в данный момент
  3. Каким образом нам будет лучше ее удовлетворить
  4. Какое бесконечное количество путей мы имеем на самом деле

Ведь «Ограничения живут лишь в нашем сознании» © Джэми Палионетти .